avangard-pressa.ru

Пальчиковая гимнастика «естьу каждого свой дом» - Педагогика

Логопед приглашает детей пройти на ковер, встать в круг, сде­лать пальчиковую гимнастику.

У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на руках — по

Есть нора — одному пальцу на каждое двустишие.

надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом, Поочередно то хлопают в ладоши, то

Всем тепло, уютно в нем. ударяют кулачками друг о друга.

В. Пальчинскайте

5. Артикуляционная гимнастика.[Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р]. (Повторение. См.: Занятие 4. Тема «Домашние живот­ные»).]

Логопед приглашает детей к зеркалу. Дети выполняют уже зна­комые им упражнения. После каждого упражнения логопед предла­гает детям отдохнуть и проглотить слюну.

6. Сообщение логопедом плана рассказа.[Развитие речевого слуха.]

Логопед вновь приглашает детей на стульчики к мольберту, при­влекает внимание детей к картине.

Логопед. А теперь послушайте план рассказа. Один из вас опишет зимний лес, который нарисовал художник. Второй рас­скажет о диких животных, которых мы видим на переднем плане. Третий расскажет о животных, изображенных на заднем плане. И четвертый повторит рассказ целиком.

Подготовка детей к рассказыванию по картине.

8. Рассказ по картине «Кто как зимует».[Развитие связной речи.] Логопед вызывает троих детей, которые составляют рассказ почастям. Четвертый ребенок составляет обобщающий рассказ. Если со­ставление обобщающего рассказа перенесено на вечерний отрезок време­ни, воспитатель должен будет вновь напомнить детям план рассказа.

Кто как зимует

Мы видим дремучий заснеженный лес. Снег лежит на земле, на ветках деревьев, на елочках. На снегу видны следы зверей.

На толстом суку сосны притаилась рысь. Это большая лесная кошка. Она серая, пятнистая. У нее кисточки на ушах и пушистый хвост.

На этой же сосне сидит белочка. Это маленький зверек. У нее серенькая шубка, короткие передние и длинные задние лапки, пу­шистый хвостик. Белочка держит в лапках желудь.

Справа под деревом мы видим двух волков. Они стоят в глубо­ком снегу. Они большие, серые. Один волк что-то высматривает, другой обнюхивает следы на снегу.

Под елочкой прячется зайчик. У него пушистая белая шубка, длинные ушки, косые глаза. Зайчик убегал от волков, устал, а те­перь отдыхает.

В глубине леса мы видим лося. Он большой, темно-коричне­вый. У него ветвистые рога, белые «чулки» на ногах. Лось грызет кору осинки.

Справа в глубине леса мы видим лису. Она небольшая, рыжая, пушистая. У нее красивый хвост и остренькие ушки. Лиса охотит­ся на мышь, подпрыгивает, чтобы схватить ее.

На картине нарисованы птички. На заснеженном кустике сидит синичка. На ветке сосны мы видим клеста. Он лущит сосно­вую шишку, достает из нее семена.

Мне очень понравилось, как художник нарисовал зимний лес.

9. Игра «Чей? чья? чьё? чьи?»[Совершенствование граммати­ческого строя речи (образование притяжательных прилагатель­ных).]

Логопед оценивает работу детей и предлагает им поиграть еще в одну игру.

Логопед. Сейчас я буду показывать на картине части тела животных, а вы будете говорить, чьи они.

Логопед показывает голову лося.

1-й ребенок. Лосиная голова.

Логопед показывает хвост лисы.

2-й ребенок. Лисий хвост.

Логопед показывает уши зайца.

3-й ребенок. Заячьи уши.

Логопед показывает лапы волка.

4-й ребенок. Волчьи лапы.

Логопед. Молодцы. Вы отлично справились с заданием.

10. Организация окончания занятия.[Оценка работы детей.]

Логопед убирает картину и предлагает детям рассказать о том, чем они занимались, кто был лучшим рассказчиком.

Занятие 4

Коррекционно-образовательные цели.Обогащение словаря по теме «Дикие животные». Обучение детей пересказу знакомой сказки с опорой на зрительные образы. Формирование способ­ности передавать содержание без пропусков и искажений. Фор­мирование представлений о главном в характере сказочных геро­ев. Совершенствование грамматического строя речи (согласова­ние прилагательных с существительными).

Коррекционно-развивающие цели.Развитие связной речи, рече­вого слуха, общих речевых навыков (звукопроизношения, четкости дикции, интонационной выразительности речи), координации ре­чи с движением, общей, тонкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответст­венности, самостоятельности. Воспитание любви к чтению.

Оборудование.Магнитная доска, цветная иллюстрация к сказке, плоскостные фигурки для магнитной доски, черно-белые картинки для раскрашивания по числу детей, контейнер с цветными каранда­шами, элементы костюмов для рассказывания сказки по ролям.

Предварительная работа.Разучивание подвижной игры «Ко­лобок».

Ход занятия

1. Организационный момент.[Создание эмоционального фона восприятия сказки. Развитие речевого слуха, мышления.]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает занять места на стульчиках перед магнитной доской и загадывает детям загадку Ю- Парфенова. Логопед.

Бабку с дедом он оставил,

Волноваться их заставил.

Мишку встретил он в лесу,

Волка, зайца и лису.

Много тропок исходил,

Ото всех он уходил.

От лисы уйти не смог.

Это сказка... Дети. «Колобок».

2. Вводная беседа.[Развитие диалогической речи.]
Логопед демонстрирует иллюстрацию к сказке, выясняет, зна­кома ли сказка детям, кто им читал сказку, кто пробовал расска­зать сказку сам, кто видел мультипликационный фильм по сказке.

Логопед. Кого вы видите на картинке?

Дети. Мы видим лису и Колобка.

Логопед. Что делает Колобок?

Д е т и. Он сидит на мордочке у лисы и поет ей песенку.

Логопед. Кому читали или рассказывали эту сказку? Кто видел мультфильм «Колобок»?

Дети отвечают на вопрос логопеда и рассказывают о своих впе­чатлениях от сказки.

3. Выразительное рассказывание сказки логопедом с иллюстри­рованием с помощью плоскостных фигурок на магнитной доске.[Раз­витие речевого слуха, зрительного внимания и восприятия.]

Логопед выразительно рассказывает сказку, иллюстрируя ее на магнитной доске с помощью плоскостных фигур.

Логопед. Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:

— Испеки мне, старая, колобок.

—Да из чего испечь-то? Муки нет.

—Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби — вот и наберется.

Старушка так и сделала: намела, наскребла две горсти муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно стынуть.

Надоело Колобку лежать: он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол — да к двери, прыг через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.

Катится Колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

—Колобок, Колобок! Я тебя съем!

—Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.

Заяц уши поднял, а Колобок и запел:

— Я Колобок, Колобок!

По амбару метен,

По сусекам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел.

От тебя, зайца,

Не хитро уйти.

И покатился дальше — только его заяц и видел. Катится Колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:

— Колобок, Колобок! Я тебя съем!

— Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою.
И Колобок запел:

— Я Колобок, Колобок!
По амбару метен,

По сусекам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел.

От тебя, волка,

Не хитро уйти.

Покатился Колобок дальше — только его волк и видел. Катится Колобок по лесу, а навстречу ему медведь идет, хво­рост ломает, кусты к земле гнет.

—Колобок, Колобок! Я тебя съем!

—Ну где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою песенку.

Колобок запел, а Миша и уши развесил.

— Я Колобок, Колобок!

По амбару метен,

По сусекам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел.

От тебя, медведь,

Полгоря уйти.

И покатился Колобок — медведь только вслед ему посмотрел. Катится Колобок, а навстречу ему лиса:

— Здравствуй, Колобок! Какой ты пригоженький, румянень­кий!

Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да все ближе подкрадывается.

— Я Колобок, Колобок!

По амбару метен,

По сусекам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

Я от медведя ушел.

От тебя, лиса,

Не хитро уйти.

— Славная песенка! — сказала лиса. — Да то беда, голубчик, что стара я стала — плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой еще разочек.

Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на нос да и запел:

— Я Колобок, Колобок!..
А лиса его — ам! — и съела.

4. Подвижная игра «Колобок».[Развитие координации речи с движением.]

Логопед предлагает детям пройти на коврик, встать в круг, сде­лать уже знакомое упражнение.

Идут в полуприседе, поставив руки на пояс. Бегут на носочках, держат руки на поясе. Встав лицом в круг, изображают медведя, волка, зайца. Изображают, как играют на балалайке Пляшут вприсядку. Разводят руками.

Колобок, Колобок,

Колобок — румяный бок.

По дорожке покатился

И назад не воротился.

Встретил Мишку, волка, зайку,

Всем играл на балалайке.

У лисы пел наносу.

Больше нет его в лесу.

Ю. Парфенов

5. Беседа по сказке.[Развитие диалогической речи.] Логопед приглашает детей на стульчики.

Логопед. Что попросил дед у бабки?

Дети. Дед попросил бабку испечь колобок.

Логопед. Что сделала бабка?

Дети. Бабка по амбару помела, по сусекам поскребла, заме­сила тесто на сметане, испекла колобок.

Логопед. Что такое амбар и сусеки? Вы знаете? Амбар — это помещение, где хранят зерно и муку, а сусеки — это ящик для хранения припасов. Давайте поговорим о том, что было дальше. Куда бабка положила колобок?

Дети. Бабка положила колобок на окошко остывать.

Логопед. Что дальше произошло с колобком?

Дети. Надоело Колобку лежать, он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол — да к двери, прыг через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше, побежал в лес.

Логопед. Кого Колобок встретил в лесу?

Д е т и. Он встретил зайца, волка и медведя.

Логопед. Что говорили ему эти звери?

Дети. Они говорили, что съедят Колобка.

Логопед. Как Колобок перехитрил их?

Д е т и. Он пел им песенку и убегал.

Логопед. Кого еще встретил Колобок?

Дети. Еще он встретил лису.

Логопед. Удалось ли Колобку перехитрить ее?

Дети. Нет, лиса оказалась более хитрой и сама перехитрила Колобка. Она сказала, что плохо слышит песенку, и попросила Колобка сесть к ней на мордочку. Колобок сел, а она его и съела.

6. Раскрашивание иллюстрации к сказке.[Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с су­ществительными)]

Логопед раздает детям картинки для раскрашивания и цветные карандаши.

Логопед. Сегодня мы с вами будем раскрашивать картинку к сказке «Колобок». Сейчас вы раскрасите Колобка и лису, а после дневного сна докрасите картинку и подарите ее родителям. Но прежде скажите мне, каким был Колобок?

Дети. Колобок был круглый, толстый, румяный, веселый.

Логопед. А лиса какой была?

Дети. Лиса красивая, рыжая, хитрая, умная.

Логопед. Я надеюсь, что вам удастся раскрасить Колобка так, чтобы он выглядел румяным, а лису сделать красивой и рыжей.

Дети выполняют задание, а логопед оказывает им необходимую помощь.

7. Повторное рассказывание сказки логопедом.[Развитие рече­вого слуха, памяти.]

Логопед еще раз рассказывает сказку детям, обязательно пред­упредив их о том, что они будут ее пересказывать. Можно предло­жить детям рассказывать сказку вместе с логопедом