avangard-pressa.ru

Пальчиковая игра «по клавишам стучим» - Музыкология

Педагог.

Играем, играем, по клавишам стучим,

Первый пальчик мой не сможет,

Второй пальчик мне поможет.

Положить ладони на бедра, стучать по бедрам поочередно всеми пальчиками, начиная с большого.

Снова играем, по клавишам стучим.

Играем, играем, по клавишам стучим,

Второй пальчик мой не сможет,

Третий пальчик мне поможет.

Снова играем, по клавишам стучим.

Играем, играем, по клавишам стучим,

Третий пальчик мой не сможет,

Так четвертый мне поможет.

Играем, играем, по клавишам стучим.

Играем, играем, по клавишам стучим,

А четвертый мой не сможет,

Пятый пальчик мне поможет.

Играем, играем, по клавишам стучим.

Играем, играем, по клавишам стучим,

Если пятый мой не сможет,

То ладошка мне поможет.

Дружно ладошкой стучим, стучим, стучим.

Стучать ладошками.

Ладошкой, ладошкой стучим, стучим, стучим,

А ладонь моя не сможет,

Кулачок мой мне поможет.

Снова играем и кулачком стучим.

Стучать кулачками.

Лягушата бубен взяли,

В бубен громко ударяли.

5. Ритмическая игра «Бубен»(авторская)
Педагог.

Бубен Вася в руки взял,

Очень четко заиграл:

Та-та-та, та-та-та!

А потом он побежал,

Бубен Ирочке отдал.

Один ребенок играет в бубен, отстукивая заданный ритм, затем обегает круг и передает бубен другому участнику. Ритм может варьироваться в зависимости от подготовленности детей. Бег можно заменить ходьбой или подскоками.

Вот как Ирочка играет,

В бубен четко ударяет:

Там-там, та-та-там!

Вот Иринушка пошла,

Бубен Коленьке дала.

Забарабанил зайчонок звонко,

Три барабана есть у зайчонка:

Вот большой барабан, вот малый.

Бьет он в них палочками удало.

6. Ритмическая игра «Три барабана»Е. Рыбак

Эй, Барабан, большой Барабан!

Величавый и серьезный,

Ты торжественный и грозный.

Один ребенок играет половинными длительностями на большом барабане, дети отстукивают ритм, ударяя ладонями по коленям.

Иногда чуть-чуть сердитый.

Важный ты и знаменитый!

— Бом! Бом!

Эй! Походный Барабан!

Ты совсем не великан.

«Добродушный» музыкант,

Другой ребенок играет на среднем барабане четвертные дли­тельности, остальные дети отхлопывают ритм в ладоши.

У тебя большой талант.

Голос твой добрей и звонче,

Ты играешь тише... громче...

— Бом-бом, бом-бом!
Ой, Барабан-малютка!
Это, конечно, шутка.
Маленькая игрушка.

Один из детей играет восьмыми на маленьком барабане, дети поочередно ударяют ладошками по коленям.

Мы приготовим ушки

И послушаем сейчас,

Что сыграешь ты для нас.

— Бом-бом-бом-бом,
бом-бом-бом-бом!
Говорит овечка: «Бе-е-е...
Колокольчик дайте мне!»

7. Логопедическая гимнастика.Упражнение «Колокольчик» (сти­муляция движений кончика языка)

Педагог.

Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.

(В. Цвынтарный)

1) Дотронуться кончиком языка до правого угла рта и за­фиксировать данное положение.

2) Дотронуться языком до левого угла рта и зафиксировать данное положение.

3) Дотронуться кончиком языка до верхней губы и зафикси­ровать данное положение.

4) Дотронуться кончиком языка до нижней губы и зафикси­ровать данное положение.

5) Произвести движение кончиком языка по верхней губе (имитация облизывания губы).

6) Произвести движение кончиком языка по нижней губе.

7) Произвести круговое движение кончиком языка по верх­ней и нижней губе.

8) Протискивать язык с силой между зубами наружу таким образом, чтобы верхние резцы касались спинки языка.

Петуху — вот это да! —

Очень нравится труба.

Дует он от всей души.

Хочешь пой или пляши.

Как блестит на солнце медь!

Хорошо трубу иметь!

Массаж носа «Труба»

Ребята проговаривают чистоговорку.

Хором.

Ба-ба-ба — заиграла труба.

Большими пальцами потереть указательные.

Бу-бу-бу — задудели мы в трубу.

Бе-бе-бе — я играю на трубе.

Массировать ноздри указательными пальцами снизу вверх и сверху вниз.

Поросенок восхищен:

«Как гудит аккордеон!

Очень мне по сердцу он.

Я бы хвостиком вертел,

Если бы играть умел,

Если б я играть умел!..»

9. Упражнение «Гармошка»(по Б. Толкачеву)

Дети, положив ладони на ребра, делают вдох и на выдохе произносят как можно дольше звук «ш», как бы выжимая из легких воздух.

10. Массаж рук «Скворцы»
Педагог.

Раз и два — звенят капели.

«Пробежаться» пальчиками от кисти к плечу.

Три-четыре — мы запели.

Погладить ладонью.

Пять и шесть — летят скворцы,

Пошлепать ладошкой.

К нам летят скворцы-певцы.

Круговые движения кулачком.

Семь и восемь — песни льются.

Поколачивание кулачком.

Девять-десять — все смеются.

(В. Степанов)

Поглаживание ладонью. При повторении выполнить массаж другой руки.

Птичья стая не поет — играет.

Дирижер оркестром управляет,

Чтобы слаженно и звучно он играл,

Чтобы, затаив дыханье, слушал зал,

Чтобы каждый музыку любил

И всегда бы с нею в дружбе был.

Подвижная игра «Оркестр»

Дети с погремушками встают в круг, в центре — ребенок-дирижер. Под громкую музыку «дирижер» управляет оркестром, дети играют на погремушках. Под тихую музыку ребята кладут их на пол, «дирижер» встает в общий круг, и все бегут друг за другом на носочках. С окончанием музыки дети поднимают с полу погремушку. Не успевший сделать это, становится новым «дирижером».

Занятие 28. «Кто где живет»

(по мотивам стихотворения С. Еремеева)

Оборудование: иллюстрации — пес в конуре, дятел, долбя­щий дупло для белки, медведь в берлоге, лиса в норе, сорока в гнезде, цыпленок у курицы под крылом; кассета «Колыбель­ные» из серии «Нарру bаbу».

Ход занятия

1. Стихотворение «Строители»(дети проговаривают, сопро­вождая речь движениями)

Хором.

Мы — строители:

Прижать руки к груди, затем вытянуть их вперед.

Тук-тук молотком,

Ударять кулачками друг о друга, постепенно поднимая руки вверх.

Строим, строим новый дом.

Дом с трубой и красной крышей.

Поднять правую руку вверх, затем сложить прямые ладони «домиком».

Дом большой и видный вышел.

Поднять прямые руки вверх.

2. Песня «Строим дом»М. Красева
Педагог.

Вот он — дом, красивый дом.

Будут жить игрушки в нем.

А где же живет наш Язычок? Отгадайте!

В домике это красные двери,

Белые звери сидят у дверей.

Любят зверюшки конфеты и плюшки.

(Рот)

3. Логопедическая гимнастика(автор — Т. Буденная)
Педагог.

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся.

1) Упражнение «Иголочка» (для укрепления мышцы языка) Рот открыт. Губы растянуты — в улыбке. При высовывании язы­ка наружу «иголочкой» языку придается возможно более заостренная форма. Следить, чтобы кончик языка не загибался.

2) Упражнение «Блинчик» (см. занятие 5).
Педагог.

А потом пошел гулять,

По ступенечкам шагать.

3) Упражнение «Язычок перешагивает через зубы» (для укрепления мышцы языка, развития гибкости и точности движений кончика языка, умения им управлять). Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

При выполнении упражнений следить, чтобы язык не су­жался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

Педагог.

Затем увидел маляра,

Красить потолок пора,

Стала кисточка плясать,

Нам потолочек не узнать.

4) Упражнение «Маляр» (см. занятие 21).
Педагог.

Вот и банка с краской рядом,

Обновить заборчик надо.

5) Упражнение «Чьи зубы чище» (для вырабатывания подъема языка, гибкости и подвижности кончика языка, умения управлять кончиком языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Педагог.

Язычок наш кончил дело,

Отдыхать он может смело.

Вышел язычок гулять,

Звери где живут, узнать.

Первым Язычок встретил важного пса.

3. Игровая зарядка «Важный пес»для коррекции эмоцио­нальной сферы, разработанная В. Кудрявцевым и Б. Егоровым

Педагог.

Жил на свете пес мохнатый, очень важный был.

Обычная ходьба.

Каждым утром спозаранку прогуляться выходил.

Шел он парком, шел он важно, в стороны глядел,

Ходьба с поворотом головы.

Так же важно, деловито хвостиком вертел.

Ходьба с поворотом бедер.

Раз, два, три, четыре — в стороны глядел.

Повороты головы вправо-влево.

Раз, два, три, четыре — хвостиком вертел.

«Повертеть хвостиком».

Раз, два, три, четыре — вверх и вниз глядел.

Посмотреть глазами вверх и вниз.

Вдруг на дереве ветвистом белку он узрел.

Удивиться.

Увидев белку, пес не выдержал —

Ведь он охотник. Начал прыгать с лаем.

Прыжки с произнесением слова «Гав!».

Белка ускакала, а пес вспомнил,

Что он важный, и пошел дальше.

Шаг на месте, не отрывая носков от пола.

Тут его привлек какой-то запах,

Пес принюхался.

Остановившись, делать короткие вдохи носом.

Кто же тут пахнет? Сейчас найдем!

Опереться руками об пол. Ходьба на руках от себя — к себе.

Ага! Нашел!

Переступая руками и ногами, сделать круг.

Фу! Ой! Ой!

Понюхать носом, отпрянуть.

— Ух ты какой! — удивился пес.

Прыжки с поворотами.

Еж, которого он обнаружил, хотел убежать.

Но пес стал заигрывать с ним.

Тут что-то попало псу в лапу.

Встать на одну ногу.

Пес взвизгнул от боли.

Потом начал искать, что же у него в лапе.

Рассматривать ногу.

А теперь можно размять передние лапы.

Пес себя чувствует прекрасно.

Сгибание и разгибание рук с произнесением «гав!».

Вприпрыжку пес возвращается домой.

Подскоками возвращаются на места.

Это Шарик, умный пес.

Шарик ночью службу нес

И решил поспать с утра.

Ждет собаку КОНУРА.

Язычок заметил на дереве дятла и белочку.

Дятлу крикнули грачи:

— Дятел, дятел, не стучи!

— Я стучу не вам назло:
Белкам делаю ДУПЛО!

5. Дыхательное упражнение «Дятел»(по Б.Толкачеву) Дети на выдохе произносят как можно дольше «д-д-д...», ударяя кулачками друг о друга.

6. Гимнастика для глаз «Белка»(авторская разработка)

Педагог.

Белка дятла поджидала,

Резко перемешать взгляд вправо-влево.

Гостя вкусно угощала:

— Ну-ка, дятел, посмотри —

Перемещать взгляд вверх-вниз.

Вот орехи: раз, два, три! —

Пообедал дятел с белкой

Помигать глазами.

И пошел играть в горелки.

Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами.

А под деревом сидел медведь.

— Бурый миша, милый мой,

Спать не холодно зимой?

— Я же спал не на дороге!

Я же спал в своей БЕРЛОГЕ!

7.Динамическое упражнение «Мишка»для стоп (авторская разработка)

Педагог.

Вылез мишка из берлоги,

Ходьба на внешнем своде стопы.

Разминает мишка ноги.

На носочках он пошел,

Ходьба на носках.

И на пяточках потом,

Ходьба на пятках.

На качельках покачался

Подниматься высоко на носках и опускаться на пятки.

И к лисичке он подкрался.

Переступание с ноги на ногу.

Интересно, куда же спешит лисичка?

Сверху пискнула синица:

— Ты куда бежишь, лисица?

— Солнце село — спать пора.

Хорошо, что есть НОРА!

8. Динамическое упражнение «Лисица»(на внимание)

Педагог.

Я рыжая лисица,

Я бегать мастерица,

Я по лесу бежала,

Дети бегут, подражая осторожной поступи лисички, любу­ясь своим хвостиком, на последнее слово присаживаются.

Я зайку догоняла!

И в ямку — бух!

(Русская народная песенка)

Слышит Язычок: в лесной чаще стрекочет сорока.

У лесной сороки Мани

Домик в самой глухомани,

Но зато никто-никто

Не найдет ее ГНЕЗДО.

9. Массаж биологически активных зон «Сорока»(авторская разработка)

Дети проговаривают чистоговорку.

Хором.

Ока-ока-ока —

Потереть ладони друг о друга.

Где живет сорока?

Оки-оки-оки —

Не найти гнездо сороки.

Приставить ладони ребрами ко лбу, как козырек, и энергич­но растирать лоб движениями в стороны — к середине лба.

Ок-ок-ок —

Кулачками провести под крыльями носа.

На, поклюй-ка колосок!

Ку-ку-ку —

Попить лети ты на реку.

Раздвинуть указательные и средние пальцы «вилочкой» и ра­стирать точки перед и за ушами.

Ко-ко-ко —

А река-то далеко!

Мягкими движениями ладоней погладить шею сверху вниз.

Педагог.

Возвращается Язычок с прогулки и видит: около дома гуляет маленький цыпленок.

— Эй, цыпленок! Где твой дом?

— Он у мамы под крылом.А вот и мама-курочка.

Ходит курочка-хохлатка,

Следом желтые цыплята —

От нее не отстают,

Дружно зернышки клюют.

(М. Приходкина)

А хитрющий рыжий кот

Все цыпляток стережет.