avangard-pressa.ru

Память 1 / 14 июня, в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Соловецких, а также и среди Рязанских святых - Стандартизация

Родилась 17 / 30 августа 1880 года в селе Веряево Елатомского уезда Тамбовской губернии в семье смотрителя арестного дома. Окончив с отличием Касимовскую женскую гимназию, она работала учительницей в школе до тех пор, пока содержание преподавания после революции не вошло в противоречие с ее религиозными взглядами.

В конце 1920-х была избрана старостой Пятницкой церкви, расположенной в закрытом к тому времени Казанском монастыре в Касимове. С большой любовью и почитанием относилась к находившейся на территории монастыря часовне над могилой касимовского царевича Иакова. Она часто молилась в часовне, помазывала желающих маслом из лампады над могилой царевича, рассказывала о нем богомольцам.

28 июня 1935 года была была арестована вместе с настоятелем Пятницкой церкви сщмч. Николаем Правдолюбовым по делу «попов Правдолюбовых и... Матрены Беляковой», заключена в Бутырскую тюрьму в Москве.

Давая ей характеристику, сотрудники НКВД написали:«религиозна до фанатизма, средства к существованию добывает уроками Закона Божьего... Ежедневно посещает церкви и разносит просфорки по верующим»[18].

– С какого времени вы стали почитательницей могилы касимовского царевича Иакова и часто ли там бывали? – начал ее допрашивать следователь.

– Могилу царевича Иакова я почитаю с дореволюционного времени. Я до последнего времени посещаю эту могилу, где молюсь и иногда участвую в панихидах, совершаемых на могиле царевича Иакова священником Николаем Правдолюбовым.

– Назовите всех почитателей могилы бывшего царевича Иакова.

– На могиле царевича Иакова я... встречала неизвестных для меня лиц... По их просьбе священник Николай Правдолюбов иногда совершал панихиды.

– Давно ли вы стали почитательницей блаженной Матреши Беляковой и что вам известно о ее жизни и деятельности? – спросил Веру Николаевну следователь.

– О высокой праведной жизни Матреши Беляковой я много слышала и, почитая ее как блаженную и праведную, послала ей посылку, но сама лично в ее квартире никогда не бывала, и лично ее я не знаю.

– Назовите всех известных вам почитателей Матреши Беляковой, посещающих ее квартиру.

– Матрешу, как праведницу, почитают все верующие города Касимова и окрестных селений.

– Объясните подробно ваше отношение к советской власти.

– Я не согласна с советской властью по вопросу отношения ее к религии, где я, как верующий человек, усматриваю открытое насилие над религией и верующими, проявляемое в форме насильственного – против желания верующих – закрытия храмов и разрушения их, кощунственного отношения к христианским святыням и арестов и высылки невинных духовенства и верующих. Также я не согласна с советской властью по вопросу отделения школы от Церкви, в результате чего дети не имеют возможности изучать Закон Божий и не получают надлежащего религиозно-нравственного воспитания.

– Мы располагаем данными, что вы до последнего времени занимались тайным преподаванием Закона Божьего детям на квартирах родителей...

– Действительно, в первые годы после революции я после ухода из школьных работниц занималась тайным преподаванием Закона Божьего на квартирах родителей.

– Какое участие вы принимали в исцелении больных у могилы царевича Иакова?

– Сама больных на могилу царевича Иакова я никого не приводила, но, бывая в часовне на могиле, встречала больных; по их просьбам молилась с ними вместе, мазала из лампады гарным маслом, помогала приложиться к могиле... В предъявленном мне обвинении по статье 58, пункты 10 и 11 Уголовного кодекса виновной себя не признаю. Действительно, я активно прославляла... царевича Иакова, но ничего контрреволюционного в этом я не вижу.

16 июля 1935 года следствие по делу церковной старосты было закончено, и, хотя так и не нашлось никаких доказательств ее контрреволюционной деятельности, следователь в обвинительном заключении написал, что она, «являясь активной участницей контрреволюционной группировки, в контрреволюционных целях активно прославляла могилу бывшего касимовского царевича Иакова, принимала участие в инсценировке на его могиле чудесных исцелений и распространяла всевозможные ложные слухи, то есть [виновна] в преступлении, предусмотренном статьей 58, пунктами 10 и 11 Уголовного кодекса...»[19].

2 августа 1935 года Особым Совещанием при НКВД была приговорена к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Она была отправлена в один из лагерей Беломорско-Балтийского комбината, куда прибыла 30 августа того же года.

Тяжелая работа в условиях каторжного лагеря подорвала ее здоровье, она тяжело заболела, и 19 февраля 1940 года ее положили в центральный лазарет при 1-м лагпункте Вечеракша.

Скончалась на рассвете 14 июня 1940 года в лагпункте Сосновец Медвежьегорсклага Карело-Финской ССР, за две недели до окончания срока заключения.

27 декабря 2000 года определением Священного Синода была причислена к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Использованные материалы

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где была совершена вечерня (обычная, но с добавлением входа), а также утреня с полиелеем. Служил о.Николай Ларионов при пении бокового хора.

Евангелие на утрени (от Матфея): 1Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

2Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

3У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, 4чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

5И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

6Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

7А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; 8не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

9Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; 10да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 11хлеб наш насущный дай нам на сей день; 12и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; 13и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

14Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Господь предупреждает, чтобы ученики Его не уподоблялись фарисеям, любящим творить добрые дела напоказ, ибо такая привычка уничтожает все добро, во имя которого человек, вроде бы, творит все эти дела. Ведь такая практика способствует взращиванию в человеке греха гордости, так как эта практика способствует похвалам, которым люди осыпают человека. Человек же и не замечает, как начинает делать добро не ради единения с Богом или похвалы от Бога, которому он бы уподоблялся, творя добро, но творит дела эти ради похвал от людей и о них заботится. Этот соблазн возникает всегда, когда человек делает что-то на виду у людей и его могут хвалить. Однако здесь гордость наиболее опасна, так как уничтожая все добрые плоды, о которых заботится человек, она часто заставляет человека верить в то, что он действительно благочестивый, а это начало погибели, ведь считая себя благочестивым, он перестает видеть свои пороки. «Да просветится свет ваш пред людьми, да видят ваши добрые дела и прославят Отца вашего Небесного…» - Говорит Господь, однако не имея в виду творения добра напоказ и это видно из данного отрывка…

Литургия.

В сам день я был на службе в Свято-Успенском соборе, где службу совершал о.Николай Ларионов при пении бокового хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Что́ же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?

2Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.

3Ибо что́ говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.

4Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.

5А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.

6Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: 7Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.

8Блажен человек, которому Господь не вменит греха.

9Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.

10Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.

11И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, 12и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.

13Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование - быть наследником мира, но праведностью веры.

14Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование; 15ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.

16Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам 17(как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее.

18Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: "так многочисленно будет семя твое".

19И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; 20не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу 21и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.

22Потому и вменилось ему в праведность.

23А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, 24но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, 25Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.

Евангелие (от Матфея): 1Не суди́те, да не судимы будете, 2ибо каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

3И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

4Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?

5Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

6Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

7Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; 8ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

9Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?

10и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?

11Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

12Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

13Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; 14потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

15Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.

16По плодам их узна́ете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

17Та́к всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

18Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.

19Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.

20Итак по плодам их узна́ете их.

21Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

22Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?

23И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

24Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; 25и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

26А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; 27и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

28И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, 29ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

«Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» - говорит Господь. Евангелие от Луки в этом месте приводит слова обличения: «Что вы говорите Мне: «Господи, Господи!» и не делаете то, что я говорю?». Страшная тайна состоит в том, что без помощи самого Бога исполнить волю Его невозможно – это показал весь Ветхий Завет, когда многие пытались исполнить волю Божию, потратив на это много сил и… не смогли. Все они сходили в ад, будучи виновными пред Богом и были вызволены оттуда Христом. И лишь во Христе даны силы и средства к исполнению воли Божией. Но то, что это иго выше сил человека не значит, что заповеди эти не обязательно к исполнению. Великий сонм тех, кто приняли от Бога руку помощи и достигли обетованного Царства убеждает нас в том, что это не так, ибо дорогу осилит идущий. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою…!

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.

2Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.

3А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: "Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой", хотя дела Его были совершены еще в начале мира.

4Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих.

5И еще здесь: "не войдут в покой Мой".

6Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, 7то еще определяет некоторый день, "ныне", говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших".

8Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне.

9Посему для народа Божия еще остается субботство.

10Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.

11Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность.

12Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

13И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.

14Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. 15Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.

16Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

Глава 5.

1Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, 2могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, 3и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.

4И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.

5Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; 6как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

7Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; 8хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, 9и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, 10быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека.

Евангелие (от Матфея): 1Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

13Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

14Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

15И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

16Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

17Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

18Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

19Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

20Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

Чуть ранее мы читали предостережение Христа против совершения добрых дел напоказ. А здесь Господь говорит о том, дабы верные были светом для окружающих и дабы видя их добрые дела, окружающие прославляли Бога. Противоречие? Ничуть, ибо как бы мы ни скрывали наши дела, а они откроются если не сегодня, то завтра, так как мир пристально следит за нашими делами и горе нам, если они злы. Если же мы исполняем то, что сказано в Евангелии, то на нас исполнятся слова преподобного Серафима Саровского: «Чадо, молю тебя – стяжи дух мирен и тогда тысячи душ спасутся вокруг тебя». То есть – спасись сам – и тогда твоему примеру последуют многие, даже если ты сам, как можешь, скрываешь свои дела….

По окончании службы о.Николай напомнил вкратце жизнеописание чтимого ныне праведного Иоанна Кронштадтского. Здесь из рассказанного стоит отметить лишь случай из начала служения святого – когда его неисчерпаемая щедрость и прочие особенности вызывали насмешки и неприязнь. Однажды некие священники написали на него донос правящему архиерею, который, распечатав конверт, увидел…. пустой лист. Когда Владыка вызвал авторов письма, то они были потрясены, увидев пустой лист. Когда же архиерей вызвал самого о.Иоанна, то текст на листе чудесным образом проявился. Авторы письма после этого раскаялись, а архиерей более уже не принимал доносы и жалобы на святого Иоанна. Рассказав житие его, о.Николай отметил, что все святые, подражая Богу, являли в себе любовь к Богу и к ближним и этим подражанием достигли единения с Господом. К этому призваны и мы. На практике мы далеки от этой любви, заботясь лишь о себе, да еще иногда – о тех, кто любит нас. Но «если вы любите любящих вас – какая вам за это (должна быть) благодарность, ибо и грешники то же делают?»… Господь заботится обо всех – добрых и злых, а стало быть, к этому и мы должны стремиться. Так, будем же стараться, не имея еще этой любви, поступать по любви, стараться исполнять написанное в Евангелии и да просим Бога, да молитвами праведного Иоанна и нас да сподобит стяжать эту любовь, и тогда на нас сбудутся слова преподобного Серафима Саровского: «Чадо, молю тебя – стяжи дух мирен и тогда тысячи душ спасутся вокруг тебя».

Четверг 15 июня.