avangard-pressa.ru

Память и ее значение в деятельности оператора - Психология

Сущность и значение памяти. Виды памяти. Процессы памяти. Характеристики памяти (объем, длительность сохранения информации, правильность (точность) воспроизведения информации, помехоустойчивость). Законы памяти. Роль памяти в деятельности оператора. Влияние на продуктивность оперативной памяти информационных, структурно-пространственных, временных и модальностных параметров сигналов

Памятью называют процессы запоминания, сохранения, закрепления, а при необходимости и возможности и воспроизведения информации об окружающем мире.

Память лежит в основе всех способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Благодаря памяти человек впитывает опыт предшествующих накоплений, приобретает новые знания, умения и навыки. Человек памятью пользуется постоянно. Она включена во все виды его поведения и деятельности. Память играет большую роль в сохранении индивидуально-личностных и деловых характеристик человека.

Виды памяти классифицируют по разным основаниям. К ним относятся:

1) характер психической активности в деятельности (Двигательная (моторная), эмоциональна, образна, словесно-логическая память);

2) связь с целями деятельности (непроизвольная и произвольная память)

3) продолжительность сохранения информации (мгновенная (сенсорная), кратковременна, оперативная, долговременная память)

4) степень осознанности образов ( имплицитная память, эксплицитная память).

Память включает в себя несколько взаимосвязанных процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

К общим характеристикам памяти относят: объем, готовность и точность воспроизведения, а также скорость запоминания и забывания.

Объем памяти – это интегральная характеристика памяти определяемая количеством запоминаемой, сохраняемой и воспроизводимой информации.

Различают объем памяти на запоминание статистических и динамических сигналов.

Объем мгновенной(сенсорной) памяти зависит от модальности сигналов и способа их предъявления. После кратковременного восприятия в сенсорной памяти в течение долей секунды сохраняется практически вся поступающая информация.

Объем кратковременной и оперативной памяти определяется количеством стимулов, воспроизведенных сразу же после однократного их предъявления. Он составляет «семь плюс-минус два» 5-9 стимулов.

В долговременной памяти выделяют относительный и абсолютный объем.

Относительный объем ДП (V) оценивается по формуле:

V = Nстим / Nповт

где Nстим – число стимулов (или количество информации) сохранившейся в памяти спустя некоторое время после их предъявления (обычно это время составляет не менее 30 мин.);

Nповт– число повторений, необходимых для запоминания.

Относительный объем памяти зависит от информативности стимулов.

Что же касается абсолютного объема долговременной памяти, то эта память имеет огромный объем, используемой человеком не более чем на 30 % за всю его жизнь.

Готовность памяти отражает степень легкости воспроизведения образов, необходимость в которых возникает в данный момент. Эта характеристика очень важна в процессах принятия экстренных решений (при решении управленческих задач или при поиске выхода из чрезвычайных ситуаций). В любой из таких ситуаций необходимо прежде всего вспомнить информацию, способствующую разрешению проблемной ситуации. И тот, кто быстрее сделает это, получит преимущество при решении проблемы.

Процессы памяти характеризуются многими закономерностями, что позволяет говорить о законах памяти.

1. Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти.

2. Закон интереса: интересное запоминается легко и не требует для этого много усилий.

Непосредственный интерес привлекается яркой формой материала, а опосредованный - осознанием его личной значимости.

3. Закон установки: запоминание происходит лучше в том случае, когда имеется установка «запомнить».

Такая установка может задаваться извне, например, словами лектора «обратите на это внимание», «запомните, пожалуйста», «главным здесь является то …» и т.п. или когда сам человек ставит перед собой задачу «запомнить хорошо и надолго».

4. Закон действия первоначального впечатления: чем сильнее (ярче) первой впечатление от материала, тем прочнее он запомниться.

Первое впечатление можно усилить двумя путями: рационально (направить информацию в сознание по нескольким каналам) и эмоционально (вызвать максимум эмоций, которые связаны с запоминаемой информацией).

5. Закон контекста: информация легче запоминается и лучше воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями.

6. Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше длина запоминаемого ряда стимулов превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается.

Для надежного запоминания необходимо, чтобы одновременно предъявляемый ряд стимулов равнялся или ненамного превышал средний объем его кратковременной памяти равный 7±2.

7. Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.

Любая информация, чтобы быть хорошо запомненной, должна «отстояться». Перерывы в загрузке информации нужны для того, чтобы установились ее связи с хранящейся информацией, чтобы она нашла свое место и закрепилась в долговременной памяти человека.

8. Закон края: лучше запоминается начало и особенно конец (ряда, последовательности, фрагмента, ситуации) и хуже запоминается середина.

9. Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию.

Повторение способствует сохранению информации в оперативной памяти до того, как она будет закодирована и переведена в долговременную память.

Для того, чтобы что-либо хорошо и надолго запомнить необходимы как минимум четыре повторения: первое – сразу после запоминания, второе – через 20-30 мин, третье – через 1 день и четвертое – через 2-3 недели.

Лучшим способом повторения является активное повторение в виде самостоятельного воспроизведения. Любые пассивные виды повторения (повторное, чтение, прослушивание или просмотр) всегда дают худшие результаты.

10. Закон преимущества цели деятельности: цель деятельности запоминается лучше чем ее условия.

11. Закон актуальных потребностей: лучше запоминается то, что соответствует актуальным потребностям и мотивам деятельности человека.

12. Закон речевого и образного сопровождения: речевая интерпретация запоминаемого материала способствует его лучшему запоминанию и воспроизведению.

В деятельности человека-оператора задействованы многие виды памяти, но особое значение имеет оперативная память.

Продуктивность оперативной памяти во многом зависит от параметров предъявляемых сигналов. При этом значение имеют следующие 4 группы параметров:

- информационные,

- структурно-пространственные,

- временные,

- по признаку модальности.

По экспертным оценкам степень влияния на продуктивность памяти названных групп параметров составляет:

для информационных - 0,48,

для структурно-пространственных - 0,15,

по признаку модальности - 0,25,

для временных - 0,12.

Продуктивность памяти зависит также от информативности стимулов, которая в статистическом смысле определяется вероятностью их появления. Лучше всего запоминаются стимулы, появляющиеся с наибольшей и наименьшей вероятностью.

Способ кодирования, а именно величина, структура и мерность алфавитов, из которых выбираются символы для кодирования информации также влияют на продуктивность памяти.

Среди информационных параметров наибольшее значение имеет количество и ценность информации.

Первое определяется степенью организации, упорядоченностью и объемом запоминаемого материала. При этом избыточность информации в разной форме (вероятностная, логическая) увеличивает объем памяти, а также скорость запоминания.

Вместе с тем следует отличать избыточную информацию от иррелевантной (не относящейся к ситуации). Последняя ухудшает продуктивность памяти.

К структурно-пространственным параметрам относится способ организации предъявляемого материала (в виде последовательности или формуляра).

В обоих случаях на продуктивность памяти влияет степень его компактности и характер группировки.

При этом формулярный способ является более предпочтительным, т.к. обеспечивает возможность “привязки” предъявляемого материала к определенным знакоместам, что позволяет, в свою очередь, перенести часть информационной нагрузки на этот параметр предъявления.

На качество запоминания оказывает влияние также место, занимаемое тем или иным символом в предъявляемой последовательности (особенно когда ее длина превышает объем оперативной памяти).

При этом проявляется так называемый “краевой эффект”, т.е. лучшее запоминание символов, находящихся в начале и особенно в конце последовательности.

Вопросы влияния модальности сигналов на продуктивность памяти изучены пока еще недостаточно, однако считается, что при равных других условиях продуктивность зрительной памяти выше, чем слуховой.

Это обусловлено тем, что по зрительному каналу сигналы поступают параллельно, а по слуховому – последовательно. Последнее ограничивает возможности слуховой памяти.

Из временных параметров для продуктивности памяти наиболее значимы длительность экспозиции и характер предъявления (одновременное или последовательное)