avangard-pressa.ru

Память как важнейшую психическую функцию - Педагогика

Память - важнейшая психическая функция, являющаяся объединяющим звеном организации психики. Она обеспечивает целостность и единство личности. Всякий познавательный процесс превращается в память, и всякая память превращается во что-то другое. Но память отличается от всех остальных психических процессов тем, что она непосредственно не направлена на отражение окружающего мира, в отличие, например, от восприятия и мышления.

Память имеет дело с отражениями второго порядка, которые называются представлениями. Представление - это субъективный чувственный образ предыдущих восприятий, хранящийся в памяти. Представления бледнее и беднее образов восприятия. Это объясняется тем, что восприятие всегда поддерживается силой воздействия на органы чувств непосредственно воспринимаемых объектов, а представления такой поддержки не имеют, так как они строятся на образах прошлых восприятий. Поэтому в представлениях многие детали воспринимавшихся ранее предметов, явлений и событий нередко сливаются или стираются. Представления отличаются от восприятий также своей изменчивостью, непостоянством, возможностью их "реконструкции" - преобразования механизмами воображения.

Память в отличие от других познавательных процессов имеет дело не со связями и отношениями самих объективных вещей, а с отношением субъективных представлений о вещах к сложившейся картине индивидуального опыта. Память не добывает нового знания о вещах, а лишь реконструирует и организует уже добытое. Новое же знание она конструирует не посредством взаимодействия с самими вещами, а путем реорганизации отражающих их представлений.

Память занимает особое место среди психических функций, ни одна другая функция не может быть осуществлена без ее участия. Другими словами, каждая психическая функция имеет свой мнемический компонент. В связи с этим формы проявления памяти весьма разнообразны, все множество ее видов можно представить в следующей классификации.

По времени сохранения материала выделяют следующие виды:

- сенсорную память, которая сохраняет информацию на уровне рецепторов, время сохранения - 0,3-1,0 с. Некоторые ее формы получили специальные названия: иконинеская(зрительная) и эхоическая(слуховая) сенсорная память. Если информация из рецепторного хранилища не переводится в другую форму хранения, то она безвозвратно теряется. У некоторых людей полное сохранение зрительной картинки в иконической памяти не ограничивается долями секунды, а может сохраняться в течение нескольких секунд и даже минут. Эта способность "видеть" картину или предмет, который находился перед глазами, но уже не экспонируется, называется эйдетизмом. Эйдетические способности лучше развиты у детей, чем у взрослых;

- кратковременную память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило небольшим, периодом времени (около 20 с) и объемом одновременно удерживаемых в памяти элементов (7 ± 2);

- долговременную память, которая обеспечивает продолжительное сохранение материала, не ограничена по времени хранения материала и объему удерживаемой информации. Она не связана с актуальным состоянием сознания. Отличается долговременная память от кратковременной не только временем сохранения информации, но и способом ее переработки. Кратковременная память - это механическое запечатление, в то время как долговременная предполагает сложную переработку информации, что обеспечивает оптимальное, экономичное ее сохранение. Информация как бы раскладывается по полочкам. Чем больше человек знает, тем больше полочек он имеет в своем хранилище знаний. Улучшение качества и объема воспроизводимого материала при долговременном хранении по сравнению с кратковременным называется реминисценцией',

- оперативную память - она занимает промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятью. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, т.е., например, на время, которое необходимо для решения задачи.

По характеру психической активности выделяют:

- двигательную память - запоминание различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как навыков ходьбы и письма. Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека;

- эмоциональную память, хранящую пережитые чувства, которые выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные или положительные переживания. Эмоциональная память сильнее других видов памяти;

- образную память - она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей лучше всего развита зрительная и слуховая память. Развитие других видов, как правило, обусловлено особенностями профессиональной деятельности, например вкусовая память у дегустаторов различных продуктов или обонятельная память у парфюмеров. Образная память обычно ярче у детей и подростков, а у взрослых людей ведущим видом памяти является не образная, а логическая;

- словесно-логическую память, специфически человеческую, она играет ведущую роль по отношению к другим видам памяти в усвоении знаний. Запоминаемое содержание подвергается активной мыслительной обработке, материал анализируется, выделяются логические части. Лучше запоминается то, что понимается;

- механическую память - она позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, он как бы впечатывает запоминаемый материал в мозговые структуры.

По характеру целей деятельности память может быть:

- непроизвольной, когда отсутствует специальная цель что-то запомнить;

- произвольной, когда перед человеком стоит цель запомнить материал. Субъект совершает произвольную и волевую регуляцию процессов памяти. Эти два вида памяти представляют собой две последовательные ступени развития памяти.

Непроизвольно запоминаются:

- материал, являющийся предметом целенаправленной деятельности;

- все, что связано с препятствиями, затруднениями в деятельности;

- незавершенные действия (запоминаются лучше, чем завершенные);

- то, что имеет важное жизненное значение, связано с интересами и эмоциями.

Непроизвольное запоминание подчинено законам ассоциативного связывания. Все представления, содержащиеся в памяти, существуют не отдельно, не сами по себе, а группируются в определенные совокупности. Ассоциация - это возникающая в опыте человека закономерная связь между двумя представлениями, которая выражается в том, что появление в сознании одного представления влечет за собой актуализацию второго. Со времен Аристотеля различают три типа основных ассоциаций: по смежности во времени и пространстве, по сходству и по контрасту.

По использованным для запоминания средствам выделяются:

- непосредственная натуральная память, которая представляет собой прямое механическое запечатление событий и явлений; это наиболее простой и примитивный вид памяти, характерный для ранних стадий развития человека как в филогенетическом, так и в онтогенетическом плане;

- внешне опосредованная память, характерная для более высокой ступени культурно-исторического развития человека; представляет собой первый шаг к овладению и управлению натуральной памятью. Это попытка обеспечить свое воспоминание, воскрешение какого-либо следа памяти с помощью стимула, выполняющего функцию средства запоминания. В данном случае средства носят внешний, материальный характер: узелки на память, записи в книжке, фотографии и сувениры и т.д., благодаря всем этим нехитрым средствам человек делает свою память более совершенной и эффективной;

- внутренне опосредствованная память - это высшая форма памяти, логическая память, когда происходит переход от употребления внешних средств запоминания к внутренним элементам опыта. Для того чтобы этот переход мог осуществиться, сами внутренние элементы должны быть достаточно сформированы. В этом процессе формирования внутреннего опыта человека центральная роль принадлежит речи и мышлению.